Кредитная история (КИ) представляет собой досье на заемщика. В ней отражаются кредитные заявки, решения по ним, платежи и просрочки. На основе этих данных формируется персональный кредитный рейтинг, влияющий на решение банков и МФО при кредитовании. Иногда в КИ не отображается информация о займах, которые заемщик погасил. Почему так происходит — читайте в статье.
Могут ли кредиторы не вносить данные в КИ?
Кредиторы с лицензией Центрального банка России в течение трех рабочих дней с момента выдачи и обслуживания кредита обязаны предоставить данные об этом в бюро кредитных историй (БКИ). ЦБ РФ ведет реестр компаний, которые занимаются сбором, хранением и обработкой КИ. На сегодня зарегистрировано семь бюро.
Банки и МФО самостоятельно выбирают БКИ для сотрудничества. Если вы кредитовались в разных финансовых организациях, то КИ может быть «разбросана» по нескольким БКИ. Из-за этого данные о закрытом кредите не всегда отражаются в кредитном рейтинге нового банка.
Перечень БК, где есть ваша КИ, можно получить через Госуслуги, заполнив на портале форму «Запрос на предоставление сведений о бюро кредитных историй». На имейл и в личный кабинет после оформления услуги придет перечень организаций.
Отправить запрос можно через сайт Центробанка. При заполнении формы укажите код субъекта КИ — он содержится в кредитном договоре.
Офлайн способ — направить телеграмму в Центральный каталог кредитных историй. Укажите в ней имейл, на который придет ответ.
Почему заем не отображается в КИ?
Ситуация, когда информации о займе нет ни в одном БКИ, возникает редко. Она означает, что кредитор нарушил законодательство РФ намеренно, по ошибке или из-за технического сбоя программного обеспечения.
Еще одна причина, по которой КИ неполная, — вы оформили заем до 1 июля 2014 года. До этого банк передавал сведения в БКИ только с разрешения клиента. Если вы его не давали, тогда кредитная организация закон не нарушила.
Нельзя исключать и того, что вы заняли деньги не в легальной МФО, а у «черного кредитора». Такая организация работает без лицензии и незаконно предоставляет займы гражданам. С БКИ она не сотрудничает.
Что делать, если кредит не отразился в КИ?
Если заем не учтен в КИ, обратитесь к кредитору с заявлением о ее исправлении. Для начала позвоните на горячую линию. Есть вероятность, что проблему удастся решить по телефону. Возможно, придется лично посетить офис для подачи письменного заявления.
Или самостоятельно обратитесь в БКИ и предоставьте документы, подтверждающие оформление кредита и сведения по нему. Для проверки информации бюро отправит запрос в финансовую организацию, где был оформлен заем. При ее подтверждении оно внесет коррективы в течение 30 дней с момента обращения.
Важно: в корректировке КИ откажут, если вы обращались в нелегальную финансовую организацию.
Читайте также: «Топ-12 способов получить низкую ставку
по кредиту»
Как обратиться в БКИ?
Если уверены, что банк не обращался в БКИ для исправления КИ, сделайте это самостоятельно одним из способов:
-
Посетите офис организации с паспортом и напишите заявление. БКИ предоставит отчет в тот же день.
-
Заполните онлайн-заявку на официальном сайте бюро. Авторизуйтесь на Госуслугах, чтобы подтвердить личность. Ожидайте ответа до трех дней.
-
Направьте телеграмму на адрес бюро. Укажите Ф. И. О., паспортные данные, имейл. Бюро вышлет ответ на указанный имейл в срок три дня.
-
Отправьте письмо в БКИ почтой. Предварительно заверьте письмо у нотариуса, иначе его не примут на рассмотрение. Бюро подготовит отчет по КИ за три дня, но скорость доставки будет зависеть от почты.
Согласно ч. 2 ст. 8 № 218-ФЗ, дважды в год отчет по КИ бюро предоставляют бесплатно. Следующие обращения — платные. Например, в «Национальном бюро кредитных историй» услуга стоит 600 руб.
Коротко: почему некоторые займы не отображаются в КИ?
-
Сведения о КИ могут находиться в нескольких кредитных бюро.
-
Кредитор намеренно или случайно сокрыл информацию о займе.
-
Оформили заем до 1 июля 2014 года.
-
Получили кредит в нелегальной организации.
Комментарии
0Оцените материал
Ваша оценка помогает
улучшать материалы